IP-телефония

Что же такое IP-телефония?

IP телефония – это технология, которая связывает воедино преимущества телефонии и сети передачи данных на основе протокола IP. До недавнего времени сети с коммутацией каналов (телефонные сети) и сети с коммутацией пакетов (IP-сети) существовали практически независимо друг от друга и использовались для различных целей. Телефонные сети использовались только для передачи голосовой информации, а IP-сети – для передачи данных. Технология IP телефонии объединяет эти сети посредством устройства, называемого шлюз или gateway. Шлюз представляет собой устройство, в которое с одной стороны включаются телефонные линии, а с другой стороны – IP-сеть (например, Интернет).

IP-телефония в офисе

Первыми компаниями, начавшими внедрять у себя решения корпоративной IP-телефонии, были операторы связи. Потом этим занялись банки, крупные финансовые структуры, страховые компании. Затем за освоение IP-телефонии принялись сети продаж, крупные магазины, рестораны. Теперь же технологию внедряет малый бизнес. Стереотип «внедрение корпоративной IP-телефонии в офисе малого бизнеса — это дорого» уже устарел хотя бы потому, что практически все существующие производители систем для корпоративной IP-телефонии имеют в своем арсенале продуктовые линейки, ориентированные на этот класс потребителей. Более того, стартовала технология унифицированных коммуникаций, для которой корпоративная IP телефония есть базисный элемент из прошлой жизни. И которая говорит нам, что современные коммуникации — это не про связь, а про то, как мы эффективно можем вести свой бизнес, не тратя времени на непроизводительные задержки. А эффективность нужна всем — и большим, и маленьким. И ценность (не цена) эффективности для каждого бизнеса одинаково высока.

Сколько стоит корпоративная IP-телефония?

Точный ответ на этот вопрос зависит от конкретной ситуации. Но важно уметь правильно рассчитывать стоимость системы корпоративной IP-телефонии. Зачастую при сравнении стоимости IP-телефонии и традиционной телефонии во внимание принимается только стоимость оборудования в момент закупки. Это неверно, так как при переходе на какую-либо систему нужно включать в расчет не только первоначальную стоимость техники, но и стоимость ее обслуживания в течение всего периода эксплуатации.

Практика доказала, что стоимость эксплуатации системы корпоративной IP-телефонии на 40–85% ниже, чем стоимость эксплуатации системы традиционной телефонии. Закупочная же стоимость оборудования традиционной и IP-телефонии примерно одинакова или может отличаться на 10–15%. Если же в компании уже существует или внедряется конвергентная IP-инфраструктура, то переход на корпоративную IP-телефонию будет дешевле по сравнению с приобретением оборудования традиционной телефонии.

Рассматривая разницу в подходе к формированию структуры цены производителей традиционной и IP-телефонии, можно выделить следующее: в традиционной телефонии станция дорогая, а телефоны более дешевые. В корпоративной IP-телефонии станция в пересчете на количество абонентов дешевая, а все IP-телефоны являются аналогами цифровых телефонов и поэтому несколько дороже. В реальных проектах часто получается сопоставимая сумма, даже если рассчитывать систему на аналоговых офисных станциях.

Способы подключения к операторам связи

Рассмотрим способы подключения к оператору телефонной связи — виды каналов связи. Для компаний малого бизнеса доступны три типа каналов связи: аналоговый, цифровой и VoIP.

Аналоговое подключение — старая технология, но наиболее распространенная. Подразумевает подачу одного номера и возможность вести один разговор по одной соединительной линии. Для подключению к таким линиям применяются FXO голосовые шлюзы, которые позволяют объединить IP-сеть с аналоговой линией POTS. FXO шлюзы бывают с разной плотностью портов от 1 до 32 шт. на одно устройство.

Цифровой метод подключения (ISDN, E1) позволяет в одной паре проводов получить несколько номеров и вести одновременно несколько разговоров. При таком подключении используются цифровые платы (PCI и PCI Express - совместимые платы, поддерживающие интерфейсы E1/T1/J1 для использования цифровых голосовых протоколов в ПК, например Digium E1/PRI и BRI) или высокопроизводительные универсальные шлюзы с расширяемой архитектурой (AudioCodes Mediant)

VoIP — это подключение к оператору связи по IP-каналу (обычно Ethernet или DSL). Так же, как и в цифровом варианте, позволяет получить несколько номеров и одновременных разговоров. Для такого подключения достаточно обыкновенной сетевой карты!

Согласно прогнозам развития телекоммуникационного рынка, операторы связи следуют курсом общемировых тенденций по пути предоставления телефонного соединения по IP-каналам. В крупных городах можно получить VoIP-подключение по прямому IP-каналу или через DSL-соединение. Одна из основных причин стремления операторов связи к IP-подключению клиентов заключается в том, что за счет использования единой мультисервисной IP-инфраструктуры они могут в одном канале связи предоставить клиентам больше услуг по более низкой себестоимости. То есть запрос на подключение к телефонии у этих операторов связи («Голден Телеком», «Комстар», «Вега Телеком», …) по VoIP-каналу обычно ниже, чем по традиционному телефонному каналу. А с точки зрения расширения количества телефонных линий и стоимости звонков VoIP-каналы позволяют экономить на междугородных и межофисных звонках, а также сохранить номер при переезде в другой офис.

Для удешевления доступа к сетям операторов мобильной связи используются специальные VoIP GSM шлюзы. Что же представляют из себя эти шлюзы? Это голосовые шлюзы с возможностью подключения по 1 2 4 или 8 (и более) GSM каналам к сетям операторов мобильной связи посредством обыкновенной SIM карточки. Таким образом, шлюз обеспечивает связь абонента вашей внутренней телефонной сети с абонентом сети оператора по стоимости внутрисетевого звонка!!!

Абонентское оборудование

В качестве абонентских окончаний, возможно использование достаточно широкого спектра оборудования:

  • если абонент хочет пользоваться обычным телефонным аппаратом (факсом, DECT-телефоном), то на его рабочем месте устанавливается VoIP-шлюз с FXS-портами; 

  

  • если же абоненту удобнее совершать звонки с компьютера (ноутбука), то ему на компьютер устанавливается специальная программа для приема и осуществления звонков (софтфон) и подключается гарнитура или USB-телефон;

  • также возможна установка специальных телефонных аппаратов - IP-телефонов, которые представляют собой телефонный аппарат с одной или несколькими линиями, экраном для отображения информации о вызовах и другими дополнительными возможностями. Есть модели IP-телефонов, которые поддерживают прием/передачу видео, что позволит не только слышать, но и видеть собеседника.

  • Если у Ваших сотрудников есть мобильные телефоны или смартфоны с поддержкой Wi-Fi, в этом случае, подключившись к Wi-Fi-сети, они смогут подключиться к IP-АТС и осуществлять звонки не по тарифам мобильного оператора, а по обычным тарифам, которые действуют при звонках через Вашу АТС, например, звонки между абонентами IP-АТС будут бесплатными, звонки по городу – по 0,06 грн./мин. и т.д. Для осуществления звонков на смартфон (мобильный телефон) нужно установить специальную программу. На многих моделях смартфонов она входит в комплект поставки.

Станционная часть

Программная платформа

В качестве PBX предлагается использовать trixbox CE. trixbox® Community Edition (CE), прикладная платформа телефонии - программное обеспечение с открытым исходным кодом, которое быстро стало самым популярным Asterisk®-подобным дистрибутивом в мире. trixbox CE комбинирует лучшие из инструментов для телефонии с открытым исходным кодом в один готовый к установке пакет, наряду с trixbox dashboard (панелью управления), которая предлагает WEB интерфейс для настройки и управления всей IP-PBX системой. Наиболее гибкая, настраиваемая и доступная платформа телефонии - trixbox CE, со средним числом загрузок в месяц более чем 65 000.

После установки trixbox Вы получаете в свое распоряжение мощную прикладную платформу реализующую весь функционал заложенный в наиболее развитую и широкоиспользуемую платформу телефонии Asterisk!

Аппаратная платформа

Помимо испльзования сервера и соответсвющего ПО (Trixbox, Elastix, …) есть множество реализация телефонных платформ на базе Asterisk в виде законченного аппаратного решения ….

Корпоративное использование

Применение IP телефонии в корпоративном секторе дает еще больший экономический эффект так как совместно с использованием технологии VPN корпоративный заказчик может объединить не только компьютерные сети и и телефонные в единую корпоративную информационную систему. Общий номерной план, бесплатные переговоры между филиалами расположенными в других городах и странах.

Глобальный роуминг

Использование в качестве абонентских окончаний мобильные телефоны с WiFi и подключив их к интернету к посредство hot spot в любой стране мира такой телефон получает внутренний номер ваше телефонной системы и может совершать звонки как внутри корпоративной телефонной сети так и городские звонки при этом плата будет только за подключению к интернету в том месте, где вы подключаете телефон…

Некоторые реализованые нами проеты по ip телефонии с подробным описанием.

Вам также могут быть интересны эти страницы :